Четверг, 16 Апрель 2015 23:28

ПЕРЕДОЗИРОВКА НАРКОТИКАМИ.

Передозировка наркотиками - это состояние, вызванное превышением дозы наркотика, введенного в организм.

 Летальная доза, то есть доза, вызывающая смертельный исход, для каждого организма индивидуальна. Она рассчитывается, исходя из показателя токсичности вещества (ld50) и массы тела. Но если наркотик потребляется регулярно и часто, то к нему формируется толерантность, и летальная доза увеличивается. Поэтому, при прочих равных, у неопытного потребителя героина и после ремиссии вероятность передозировки больше, чем у человека «со стажем».

Существует еще множество факторов, способных повлиять на летальность дозы в конкретной ситуации: это способ введения наркотика, общее состояние организма, прочие вещества, циркулирующие в организме (наличие других наркотиков, алкоголя и некоторых лекарств сильно снижают максимально переносимую дозу).

Что же происходит, когда максимальная переносимая доза превышена? Отчего наступает смертельный исход? Дело в том, что основа эффектов наркотиков – воздействие на головной мозг. Мозг контролирует работу всех остальных органов человеческого тела, в том числе сердца и дыхательной системы. Наркотики могут оказывать стимулирующий или угнетающий эффект на работу центральной нервной системы. В результате, стимуляции или угнетению подвергаются центры головного мозга, отвечающие за сердечную деятельность и дыхание. Как при чрезмерной стимуляции, так и при угнетении этих центров возможно нарушение жизненно важных функций. Итак, передозировка наркотиками – это нарушение дыхательной и сердечной деятельности, вызванное введением в организм количества наркотика, превышающего индивидуальную максимальную переносимую дозу.

ПРИЧИНЫ

Теоретически, передозировка может наступить от любого наркотика. Но на практике передозировки наступают чаще всего при введении депрессантов (героин, черняшка, алкоголь, снотворные средства), и, реже, стимуляторов (винт, экстази, кокаин, фенамин). Это связано с тем, что обыкновенно употребляемая доза героина, черняшки и барбитуратов часто приближена к максимальной переносимой дозе, в то время как другие вещества употребляются, в основном, в меньших количествах.

Однако смертельный исход может наступить в результате потребления любых «уличных» наркотиков, так как примеси в них могут обладать очень высокой степенью токсичности. Отравления такими «смесями» также иногда классифицируются как передозировки.

СИМПТОМЫ

Различают симптомы передозировки и эффекты высоких доз.

Эффекты высоких доз стимуляторов (винт и другие амфетамины, кокаин) следующие:
  • озноб и потливость,
  • сухость во рту,
  • головная боль,
  • бледность кожи,
  • затуманенное зрение,
  • головокружение,
  • ощущение перебоев в области сердца,
  • тремор (дрожание пальцев рук),
  • нарушение координации,
  • изнеможение.



Эффекты высоких доз препаратов опийной группы (так называемая нелетальная передозировка):
  • бледность,
  • замедление дыхания (но более 12 вдохов в минуту),
  • нарушение сознания (кажется, что человек спит).



Эффекты высоких доз не представляют угрозу для жизни человека, однако через некоторое время состояние может измениться и перейти в стадию передозировки. Поэтому человека, проявляющего описанные выше симптомы, нельзя ни в коем случае оставлять одного.

Симптомы передозировки стимуляторами:
  • сильная головная боль,
  • тошнота,
  • бледность / посинение лица,
  • слабость,
  • замедление дыхания и пульса,
  • пена изо рта,
  • тяжесть или боль в груди,
  • затруднение дыхания,
  • затруднение речи,
  • внезапная потеря сознания.



Симптомы отравления опиатами:
  • не реагирует на внешние раздражители,
  • кажется, что он спит,
  • кожа очень бледная, иногда с синеватым оттенком,
  • синие губы,
  • дыхание очень слабое, часто хриплое или вообще отсутствует,
  • пульс едва прощупывается.



Оказания неотложной доврачебной помощи

1. Определить, находится ли человек в сознании: громко назовите его по имени, сильно надавите ногтем на основание носа в центре или двумя руками на трапециевидную мышцу (у основания шеи, сзади).

2. Если человек очнулся, не оставлять его одного: не давайте ему уснуть, разговаривайте с ним, выведите на свежий воздух. Человек, который не реагирует на раздражители, находится без сознания.

3. Проверить дыхательные пути: положите человека на спину, запрокиньте подбородок, откройте рот, зажмите нос и сделайте 2 вдувания рот-в-рот. Если грудная клетка поднимается, значит дыхательные пути свободны. Если грудь не поднимается, значит, дыхательные пути перекрыты из-за:

  • рвоты: рвоту надо вычистить изо рта носовым платком или тряпочкой, намотанной на палец.
  • язык “запал”: в этом случае берут ложку, открывают рот человека, ложкой опускают нижнюю челюсть, прижимают язык книзу, и тогда воздух свободно проходит в легкие;
  • что-то застряло в дыхательных путях: надо 2 раза сильно и резко надавить ладонью на основание грудной клетки (движение к горлу), и то, что мешало дыханию, вылетит;

Еще одна возможная сложность - рот не открывается, так как челюсти зажаты. Тогда большими пальцами рук надо надавить на точку, где сходятся верхняя и нижняя челюсти, и отжать нижнюю челюсть книзу.

4. Проверить наличие дыхания и пульса: приблизьте свое лицо к лицу человека, испытывающего передозировку, и прислушайтесь, наблюдая за грудной клеткой (когда человек дышит, она приподнимается). Это надо делать в течение 10 секунд. Проверьте пульс: у человека без сознания пульс надо проверять на сонной артерии на шее, со стороны, находящейся ближе к вам. Слушайте пульс в течение 10 секунд. Можно проверять пульс и дыхание одновременно. Если дыхание и пульс есть, надо уложить человека в восстановительное положение и следить за его состоянием. Бывает, что при употреблении героина, у человека сильно угнетается дыхание, оно становится поверхностным, редким - меньше двух вдохов-выдохов за 10 секунд. Человек может находиться без сознания и дышать так долгое время. Однако в любой момент дыхание может прерваться, поэтому нельзя оставлять его одного, надо тормошить и почаще проверять дыхание.

5. Если наблюдаются нарушения дыхания (менее 12 вдохов в минуту), необходимо вызвать “скорую помощь” (03) и начинать делать искусственное дыхание:

- следите за тем, чтобы голова была запрокинута, а подбородок поднят, иначе воздух не будет проходить в легкие;
- зажмите человеку ноздри, плотно обхватите рот губами и осторожно вдуйте воздух в легкие; это можно делать через платок, марлю или тонкую одежду; заразиться ВИЧ или гепатитом при проведении искусственного дыхания нельзя;
- если все делать правильно, грудная клетка должна приподниматься;
- делая искусственное дыхание, надо считать 1-2-3-4 и на пятый счет вдыхать воздух в легкие; частота вдуваний должна быть 12 раз в минуту;
- через минуту снова проверьте дыхание и пульс;
- если дыхание появилось, положите человека в “восстановительное положение” - на бок, голова на вытянутой руке, одна нога вытянута, другая согнута в колене, чтобы человек не захлебнулся рвотными массами и постепенно приходил в сознание;
- если дыхания нет, продолжайте делать искусственное дыхание до его возобновления или приезда скорой помощи;
- если у человека исчезает пульс (что обычно происходит через несколько минут после остановки дыхания, если за человека не дышать искусственно), эффективную помощь ему смогут оказать только врачи-реаниматологи или правильно проведенный непрямой массаж сердца: следует положить одну ладонь на тыльную поверхность другой ладони, основание нижней ладони должно попасть в выемку под грудной клеткой, и сделать 15 толчков в грудь, не сгибая рук в локтях, а потом 2 вдувания рот-в-рот; самое удобное положение для “спасателя” - сбоку от человека, на прямых коленях.

При подозрении на передозировку наркотиками необходимо немедленно вызвать скорую помощь

“Скорую” надо вызывать обязательно, даже если вы знаете, как делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Это лишь меры первой доврачебной помощи, которые позволяют поддержать жизненно важные функции. Но передозировка может быть очень глубокой, и тогда спасти человека от смерти смогут только врачи.

ЛЕЧЕНИЕ

Необходимо обеспечить пострадавшему доступ свежего воздуха, после чего обратить внимание на сухожильные рефлексы, артериальное давление, присутствие сознания, размер зрачков и их реакцию на свет, частоту дыхания и сердечных сокращений.После приезда врача необходимо сделать анализ крови для определения дозы содержания наркотических средств.

В медицинском стационаре пострадавшему вводят 1 мл (0,4 мг) налоксона гидрохлорида внутривенно. Данный препарат — антагонист наркотиков — прекращает их действие через 2 минуты после инъекции. Если эффект отсутствует, та же доза повторно вводится через 2 — 3 минуты.

При этом следует помнить, что больным, реагирующим на налоксон, неоходимо тщательное наблюдение, так как у них снова может возникунуть коматозное состояние.

Если Вы или ваши близкие страдаете от химической зависимости, то необходимо немедленно обращаться за помощью к специалистам по телефону (383) 299-14-14 или на сайте "Реабилитационного центра имени Серафима Саровского"

 

материал взят с сайта MEDEE